3 (15) мая 1891 г., Киев — 10 марта 1940 г., Москва
Биография
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (девичья фамилия — Покровская).
В 1909 г. Михаил Афанасьевич Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 г. он получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными»
В 1913 г. Булгаков вступил в свой первый брак — с Татьяной Николаевной Лаппа.
Татьяна Николаевна Лаппа |
Афанасий Иванович Булгаков |
После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работал врачом в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Потом он был направлен на в село Никольское Смоленской губернии, после этого – в Вязьму.
Этот период дал материал для восьми рассказов Булгакова, составивших цикл "Записки юного врача" (1925 —1927 гг.). Работу над ними он начал в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г. прошли для Булгакова почти незаметно. Его поездка в Москву осенью была вызвана не интересом к революции, что приписывали ему некоторые биографы, а желанием освободиться от военной службы и вылечиться от болезни, описанной в одном из рассказов упомянутого цикла — "Морфий".
Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в Киеве, куда он возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918 — 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет пишет об этом так: "В 1919 г., проживая в Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". После взятия Киева Антоном Ивановичем Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ в качестве военного врача. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919 г.). Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции" (кавычки Булгакова). В годы социального раскола Булгаков принял решение расстаться с профессией врача и целиком посвятить свою жизнь литературному труду. В 1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Юрий Львович Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние литературные опыты, сделанные, по признанию Булгакова, наспех, "с голодухи", были потом им уничтожены. Сохранилась только одна пьеса — "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с "левыми" критиками, нападавшими на него за его приверженность старым литературным традициям. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода Булгаков пишет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923 гг.).
В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков готов был покинуть Россию и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г. он переехал в Москву и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, он сделал это под влиянием Осипа Эмильевича Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Булгаков начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.
В 1923 г. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 г. он познакомился с недавно вернувшейся из заграницы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 г. стала его новой женой.
С октября 1926 г. во МХАТе шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Иосифу Виссарионовичу Сталину. Однако в своих выступлениях Сталин говорил: «Дни Турбиных» — антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской газетах интенсивно печаталась резкая критика работ Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и многие другие.
В конце октября 1926 г. в Театре им. Вахтангова прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 г. Булгаков уехал с Любовью Белозерской на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Он также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 г. Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 г..
|
|
Любовь Евгеньевна Белозерская |
Елена Сергеевна Шиловская |
К 1930 г. произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изъяли из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Зойкина квартира», «Бег», «Багровый остров», снят с репертуара спектакль «Дни Турбиных» . В 1930 г. Булгаков написал брату Николаю в Париж о своем тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо предоставить возможность работать во МХАТе, либо дать право эмигрировать. Булгакову позвонил Сталин и рекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1930 г. Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 г. на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Гоголя по инсценировке Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 г., после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе.
В январе 1932 г. Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась.
В 1936 г., после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 г. Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».
В 1939 г. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но, вопреки ожиданиям Булгакова, она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшилось. Врачи нашли у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 г. для снятия боли. В этот же период Булгаков начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурили у постели Булгакова. 10 марта 1940 г. Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров снял с лица Булгакова посмертную маску.
Памятник Михаилу
Афанасьевичу Булгакову возле
его дома-музея в Киеве
|
Могила Михаила Афанасьевича
Булгакова на Новодевичьем
кладбище Москвы
|
|
Издание "Собачьего сердца",
Париж. YMCA-PRESS, 1969 г., 160 с..
Оригинальная обложка работы
Юрия Анненкова
|
Первое издание «Мастера и Маргариты»
отдельной книгой, Париж.
YMCA-PRESS, 1967 г., 220 с.
|
Культурный центр "Булгаковский Дом"
|
|